Часто задаваемы вопросы

Темы

Таинство Крещения

Как совершается христианское посвящение?

Оно совершается через таинства, закладывающие основы христианской жизни: верные Христовы возрождаются в Крещении, укрепляются Миропомазанием и насыщаются Евхаристией.

Как называется первое таинство посвящения?

Оно носит, прежде всего, имя Крещение, в связи с основным обрядом, посредством которого совершается таинство: «крестить» означает «погрузить в воду». Крещаемый погружается в смерть Христа и воскресает с Ним как «новое творение» (2 Кор 5,17). Это таинство также называется «баней возрождения и обновления Святым Духом» (Тит 3,5), «просвещением», потому что крещеный становится «сыном света» (Еф 5,8).

В чем заключается основной обряд Крещения?

Основной обряд Крещения состоит в погружении крещаемого в воду или в возлиянии воды на его голову одновременно с призыванием имени Отца и Сына и Святого Духа.

Кто может получить Крещение?

Крещение может получить любой некрещеный человек.

Почему Церковь крестит младенцев?

Потому что рождаясь в состоянии первородного греха, они нуждаются в освобождении от власти тьмы и перенесении в Царство свободы детей Божиих. Мы крестим младенцев, только в том случае, если их родители практикующие католики.*

Что требуется от крещаемого?

От каждого крещаемого требуется исповедание веры, высказанное лично, если речь идет о взрослом, или родителями и Церковью, если речь идет о детях. Крестные родители и вся церковная община несут ответственность за подготовку ко Крещению (катехуменат, оглашение) которая продолжается в течение одного года, равно как за развитие крещальной веры и благодати в новокрещенном.

Для того, чтобы подготовиться к Таинству крещения в г. Екатеринбуре, вам необходимо посетить наш храм и обратится к священникам или сестрам. Далее вам будет сказано что делать.

Кто может крестить?

Обычным (ординарным) служителем таинства Крещения является епископ или священник; а в Латинской Церкви – также диакон. В случае необходимости может крестить любой человек, имеющий намерение совершить то, что совершает Церковь. Служитель таинства возливает воду на голову крещаемого и произносит тринитарную крещальную формулу: «Я крещу тебя во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

Необходимо ли Крещение для спасения?

Крещение необходимо для спасения тем, кому было возвещено Евангелие и у кого есть возможность просить об этом таинстве.

Можно ли спастись без Крещения?

Поскольку Христос умер за всех, без Крещения могут спастись те, кто умирает за веру (Крещение кровью), катехумены (оглашаемые), а также все, кто под действием благодати, не зная Христа и Церкви, искренно ищет Бога и старается исполнить Его волю (Крещение желания). Что касается детей, умерших некрещеными, то Церковь в литургии вверяет их милосердию Божию.

Каковы плоды Крещения?

Крещение отпускает первородный грех, все личные грехи и кары за них; делает человека причастником Божественной жизни Троицы посредством освящающей благодати; сообщает благодать оправдания, которая сочетает со Христом и включает в Его Церковь; дает участие в священстве Христа и закладывает основу общения со всеми христианами; сообщает богословские добродетели и дары Святого Духа. Крещеный навсегда принадлежит Христу: поскольку отмечен неизгладимой печатью Христовой (характером).

Какое значение имеет христианское имя, данное при Крещении?

Имя очень важно, поскольку Бог знает каждого по его имени, то есть в его уникальности. В Крещении христианин получает свое имя в Церкви, предпочтительно – имя святого, который тем самым становится для него образцом святости и ходатайствует за него перед Богом.

Вернуться к оглавлению

Таинство Покаяния и Примирения

Как называется это таинство?

Оно называется: таинство Покаяния, Примирения, Прощения, Исповеди, Обращения.

Зачем после Крещения необходимо еще таинство Примирения?

Поскольку новая жизнь в благодати, полученная в Крещении, не исключает ни слабости человеческого естества, ни склонность ко греху (похоть), Христос установил это таинство для обращения крещеных, отдалившихся от Него из-за греха.

Когда было установлено это таинство?

Воскресший Господь установил это таинство вечером в Пасху, когда явился Своим апостолам и сказал им: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин 20,22-23).

Нуждаются ли крещеные в покаянии?

Призыв Иисуса к обращению и покаянию продолжает звучать в жизни крещеных. Обращение – непрерывное задание всей Церкви, которая свята, но заключает в своей собственной ограде грешников.

Что такое внутреннее покаяние?

Движение «сердца сокрушенного» (Пс 51(50),19), побуждаемого божественной благодатью ответить на милосердную любовь Бога. Оно предполагает сожаление и отвращение от совершенных грехов, твердое решение не грешить более в будущем и уповать на помощь Бога. Оно питается надеждой на милосердие Божие.

В каких формах в христианской жизни проявляется покаяние?

Покаяние выражается в самых разнообразных формах, прежде всего, в посте, молитве и милостыне. Эти и многие другие формы покаяния христианин может исполнять в своей повседневной жизни, особым образом – во время Великого Поста и в пятницу, день покаяния.

Какие элементы выражают суть таинства Примирения?

Их два: действия человека, который обращается под воздействием Святого Духа, и отпущение грехов священником, который во Имя Христово дарует прощение и устанавливает способ воздаяния (епитимию).

Каковы действия кающегося?

Тщательное испытание совести; сокрушение или раскаяние (совершенное, если исходит из любви к Богу, и несовершенное, если основано на других мотивах), предполагающее решение более не грешить; исповедь, заключающаяся в исповедании грехов перед священником; удовлетворение, или исполнение определенных дел покаяния, налагаемых духовником на кающегося для возмещения ущерба, причиненного грехом.

В каких грехах нужно исповедоваться?

Нужно исповедоваться во всех тяжких грехах, еще не исповеданных, которые приходят нам на память после тщательного испытания совести. Исповедь в тяжких грехах – единственный ординарный (обычный) способ получить прощение.

Когда обязательно исповедоваться в тяжких грехах?

Всякий верующий, достигший сознательного возраста, обязан исповедоваться в своих тяжких грехах по крайней мере раз в год и в любом случае перед тем, как принять Святое Причастие.

Почему обыденные грехи также могут быть предметом исповеди?

Исповедь в обыденных грехах, не будучи строго обязательной, также рекомендована Церковью, потому что помогает нам воспитывать честную совесть и бороться с дурными наклонностями, позволяет Христу исцелить нас, а нам – развиваться в жизни Духа.

Кто является служителем этого таинства?

Христос доверил служение примирения Своим апостолам, их преемникам – епископам и пресвитерам, соработникам епископов, которые тем самым становятся орудиями милосердия и справедливости Бога. Они осуществляют власть прощать грехи во имя Отца и Сына и Святого Духа.

кем оставлена власть отпускать некоторые грехи?

Отпущение некоторых, особенно тяжких грехов (например, тех, которые караются отлучением), оставлено за Святым Престолом, местным епископом или священниками, получившими от них такое право. В случае смертельной опасности любой священник может дать отпущение любых грехов и снять любое отлучение.

Обязан ли духовник хранить тайну исповеди?

Принимая во внимание тонкость и величие этого служения, а также долг уважения к людям, любой духовник без исключения обязан под страхом строгого наказания хранить печать таинства, т.е. абсолютную тайну в отношении грехов, о которых он узнал во время исповеди.

Каковы плоды этого таинства?

Плоды таинства Покаяния: примирение с Богом и, следовательно, прощение грехов; примирение с Церковью; восстановление (в случае утраты) состояния благодати; освобождение от вечной кары, наложенной вследствие смертных и освобождение, хотя бы частичное, от временной кары за грех; мир и спокойствие совести, духовное утешение; возрастание духовных сил для христианской борьбы.

В каких случаях можно совершать это таинство в форме общей исповеди и давать коллективное отпущение?

В случаях крайней необходимости (например, при непосредственной смертельной опасности), можно прибегнуть к общинному совершению таинства примирения с общей исповедью и общим отпущением, в уважении церковных норм и с намерением при возможности в должное время исповедать тяжкие грехи.

Что такое индульгенции?

Индульгенции – это отпущение перед Богом временной кары за грехи, вина за которые уже изглажена; верные Христовы получают индульгенции при определенных условиях для себя или для усопших через служение Церкви, которая, будучи распределительницей благ искупления, раздает их из сокровищницы заслуг Христа и святых.

Вернуться к оглавлению

Таинство Брака (вечание)

В чем состоит замысел Бога о мужчине и женщине?

Бог, Который Сам есть любовь и Который сотворил человека из любви, призвал его к любви. Сотворив мужчину и женщину, Он призвал их в браке к сокровенному союзу жизни и любви друг к другу, «так что они уже не двое, а одна плоть» (Мф 19,6). Благословляя их, Бог говорит им: «Плодитесь и размножайтесь» (Быт 1,28).

С какой целью Бог установил Брак?

Брачный союз мужчины и женщины, основанный и устроенный Творцом согласно собственным законам по своей природе направлен на общение и благо супругов, а также – на рождение и воспитание детей. Брачный союз, согласно первоначальному Божественному замыслу, нерасторжим: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк 10,9), – подтверждает Иисус Христос.

Как грех угрожает Браку?

По причине первого грехопадения, которое вызвало также разрушение единства мужчины и женщины, дарованного Творцом, брачный союз очень часто оказывается под угрозой раздоров и неверности. И все-таки, Бог в Своем бесконечном милосердии дарует мужчине и женщине благодать, чтобы осуществить союз их жизней согласно первозданному Божественному замыслу.

Каково учение Ветхого Завета о Браке?

Бог, в первую очередь, через педагогику Закона и пророков помогает Своему народу постепенно созреть до разумения единичности и нерасторжимости Брака. Брачный завет Бога с Израилем подготавливает и предвосхищает Новый Завет, заключенный Сыном Божиим, Иисусом Христом, с Его Невестой – Церковью.

Что нового даровал Иисус брачному союзу?

Иисус Христос не только восстанавливает изначальный порядок, угодный Богу, но также дарует благодать, чтобы жизнь в Браке обрела новое достоинство таинства и была знамением Его супружеской любви к Церкви: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь» (Еф 5,25).

Все ли обязаны вступать в Брак?

Брак отнюдь не всеобщая обязанность. Более того, Бог призывает некоторых мужчин и женщин следовать за Господом Иисусом по стезе девственности, или безбрачия, ради Царства Небесного, отказываясь от великого блага брачного союза, чтобы заботиться о вещах, угодных Господу, стараться быть Ему благоугодными, стать знамением абсолютного первенства любви Христовой и горячего ожидания его славного пришествия.

Как совершается таинство Брака?

Поскольку Брак устанавливает для супругов единый общественный статус жизни в Церкви, он совершается публично во время богослужения в присутствии священника (или полномочного свидетеля Церкви), а также в присутствии свидетелей.

Что такое супружеское согласие?

Супружеское согласие – это волеизъявление мужчины и женщины даровать себя друг другу с целью жить в верном и плодотворном союзе любви. Поскольку Брак создается согласием, последнее необходимо и незаменимо. Чтобы Брак был действительным, целью такого соглашения должно быть желание вступить в истинный Брак; оно должно быть сознательным и свободным актом брачущихся и не может быть навязано насильно или принуждением.

Что требуется от брачущихся, если один из них не католик?

Чтобы смешанный Брак (Брак между католиком и крещеным не католиком) был законным, необходимо разрешение церковных властей. Для действительности Браков, заключаемых при различии религии (т.е. между католиками и некрещеными), требуется диспенсация (освобождение). В любом случае важно, чтобы стороны не исключали цель и существенных «свойств» Брака и чтобы католическая сторона подтвердила обязательства, доведенные до сведения некатолической стороны, сохранять свою веру и гарантировать Крещение и воспитание детей в Католической Церкви.

Условия венчания в Приходе св. Анны, г. Екатеринбурга

Таинство Брака в нашем Приходе может быть преподано, только при условие, что, по крайней мере, один из брачующихся является прихожанином нашего прихода.

Каковы плоды таинства Брака?

Таинством Брака между супругами заключаются постоянные и исключительные узы. Сам Бог запечатлевает согласие супругов. Поэтому Брак, одобренный и завершенный между крещеными, никогда не может быть расторгнут. Кроме того, таинство сообщает супругам благодать, необходимую для освящения супружеской жизни, и ответственность в воспитании детей.

Какие грехи категорически противоречат таинству Брака?

Измена и многоженство, поскольку противоречат равенству достоинства мужчины и женщины, а также уникальности и исключительности супружеской любви; отказ от продолжения жизни, лишающий супругов дара детей; развод, противоречащий нерасторжимости.

Когда Церковь допускает физическое разлучение супругов?

В том случае, когда совместное проживание супругов по серьезным причинам стало практически невозможным, Церковь допускает их физическое разлучение, хотя и ожидает от них примирения. Однако если оба супруга живы, они не могут заключить новый брачный союз, пока церковная власть не объявит их прежний союз недействительным.

Как Церковь относится к вступившим после развода в повторный брачный союз?

Церковь, верная Господу, не может признать действительным Браком заключенный повторно гражданский союз: «Кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет замуж за другого, прелюбодействует» (Мк 10,11-12). По отношению к ним Церковь проявляет внимательную заботу, приглашая к жизни в вере, к молитве, к делам милосердия и христианскому воспитанию детей. Однако они не могут ни получать тáинственного (сакраментального) отпущения грехов, ни приступать к Евхаристическому общению, ни исполнять некоторые церковные обязанности до тех пор, пока сохраняется такое положение, объективно противоречащее закону Божию.

Почему христианская семья называется также домашней Церковью?

Потому, что семья являет и осуществляет общинную и родственную природу Церкви как семьи Божией. Каждый ее член, в соответствии со своей ролью, исполняет крещальное священство, помогая семье становиться общиной благодати и молитвы, школой человеческих и христианских ценностей, местом первого возвещения веры детям.

Вернуться к оглавлению

О христианском погребение

Как связаны между собой таинства и смерть христианина?

Христианин, умирая во Христе, в конце своего земного существования достигает завершения жизни, начатой Крещением, укрепленной Миропомазанием и питаемой Евхаристией, предвкушением небесного пира. Смысл христианской смерти проявляется в свете Смерти и Воскресения Христа, на Котором покоится наша единственная надежда; умирая во Христе Иисусе, христианин «водворяется у Господа» (2 Кор 5,8).

Что выражает погребальный обряд?

Различные погребальные обряды, в соответствии с ситуацией и традициями каждого региона, выражают Пасхальный характер христианской смерти в надежде на воскресение и смысл общения с усопшим, особенно, через молитву об очищении его души.

Каковы основные моменты погребального обряда?

Обычно погребение включает в себя четыре основных момента: встреча общиной тела усопшего словом утешения и надежды, литургия Слова, Евхаристическая Жертва и прощание, с которым душа усопшего вверяется Богу, Источнику вечной жизни, в то время, как его тело предается земле в ожидании воскресения.

Правила христианского погребения в Приходе св. Анны, г. Екатеринбурга

Прихожане нашего прихода должны заблаговременно сообщить священнику о смерти родственника (католика) и договориться о панихиде. Обряд отпевание, предпочтительно, должен быть совершен в Церкви. Более детально обстоятельства и условия обсуждаются персонально.

* Курсивом набранны уточнения связанные с ситуацией в нашей поместной Церкви

Источник публикации Кахехизис Католической Церкви (Компендиум)

Вверх