Краткий толкователь

1 Пap 1

Эти первые главы представляют собой почти только одни родословные. Священнические родословные Бытия отмечали значение Авраама, в котором "благословятся все племена земные (Быт 12 3). Здесь центральной фигурой является Давид, предок и прообраз Мессии; он окружен священниками, левитами и певцами. Ср. с родословными Христа в Мф 1 1-17 и Лк 3 23-38. - Родословные Пар ограничиваются почти исключительно указанием на отношения между различными коленами или племенами: многие имена представляют собой названия племен или городов. - Евр текст и переводы содержат ряд вариантов, которые здесь не указываются.

1 Пар 2

42 Другой родословный список потомков Халева см стт 18 сл. По всей вероятности, он соответствует другой эпохе, когда отношения между племенами изменились.

1 Пар 5

26 Фул и Феглаффалласар представляют собой одно и то же лицо (4 Цар 15 19).

1 Пар 6

32 Автор Пар (ср Ос 14 3; Ис 12; 25-26; Мал 1 11) видит в свящ. пении (хвале, исповедании, благодарении) наиболее существенную часть культа при жертвоприношении. Учреждение его он связывает с Давидом.

1 Пар 8

Автор дает новый список колена Вениаминова, но уже не в общем перечислении колен израильских, а в связи с положением Иерусалима, который по традиции принадлежит Вениамину (Ис Нав 18 28) и в котором Давид готовится построить храм.

33 Список праотцев Саула отличен от списка, данного в 1 Цар 9 1. В 1 Цар 14 50-51 Нир и Кис - братья, а не отец и сын. Начиная со стт 35, потомство Саула (повтор в 9 41-44) указано только в этой кн. Библии. Оно доведено до 12-го поколения, очевидно до Плена.

1 Пар 11

Это присоединение северных колен произошло только через несколько лет, после смерти Саула.

1 Пар 17

Автор кн. Пар повторяет почти буквально пророчество Нафана (2 Цар 7), имеющее для него решающее значение: оно утверждает Союз-Завет Бога с Давидом и непрерывность династии Давида, носительницы мессианских обетовании. Единственное значительное различие между пророчеством Нафана и тем, как оно изложено в кн. Пар: обетование, данное потомству Давида, начнет исполняться в его сыне Соломоне (11 слл) и престол его пребудет вовеки; если он согрешит, Господь исправит путь его (2 Цар 7 14, 15).

1 Пар 21

Этой главой открывается основная часть книги, посвященная организации культа и духовенства в общине Давида, получившей мессианские обетования.

1 Автор кн. Пар приписывает сатане (ср Иов 1 6), то, что 2 Цар приписывало "гневу Ягве", как первопричине. Это указывает, в каком направлении развивается богословская мысль.

15 В 1 Пар более, чем в 2 Цар, подчеркивается Божие покровительство святому городу.

18 Как и в повествовании о возвращении из плена (Езд 3 1 сл), автор кн Пар различает воздвижение жертвенника и сооружение Храма. Это уже не временный жертвенник, как в рассказе 2 Цар, но окончательный храмовой жертвенник (22 1).

1 Пар 24

10 "Восьмой Авии" - к этому разряду принадлежит впоследствии Захария, отец Иоанна Крестителя (Лк 1 5).

1 Пар 27

В этой главе содержатся четыре различных списка:

1. Управителей, служащих по месяцу (стт 1-15);

2. Начальников над коленами Израилевыми (стт 16-24);

3. Начальников над имениями царя (стт 25-31);

4. Царских советников (стт 32-34).

1 Пар 28

11 Моисей получил от Бога образец Скинии (Исх 25 9). Давид сам дает образец дома Господня Соломону, но в ст 19 все отнесено к Богу.

18 Ковчег Завета имел форму престола, а не колесницы, но автор кн. Пар представляет себе колесницу в соответствии с ее описанием в Иез 1 и 10.