Краткий толкователь

Числ 1

18 "Объявили родословия свои" - это имело большое значение в Ветхом Союзе-Завете, ибо условием избранности была принадлежность к племени Авраама (ср генеалогии в 1 Пар 1-9; Неем 7 4, 5, 61).

46 Из Египта вышло "до шестисот тысяч" (Исх 12 37).

53 "Чтобы не было гнева" - чтобы не были наказаны (ср Лев 10 1-3; Втор 29 23-27) те, кто оскорбит Бога, обитающего в Жилище (Скинии откровения).

Числ 3

6 "Колено Левиино" - колено Моисея, Аарона и их ближайших сподвижников.

11-12 Левиты принадлежат Господу, ибо замещают первенцев избранного народа (Исх 13 11). Их статут - первая форма посвящения Богу; впоследствии это посвящение станет свободным в христианском священстве и монашестве.

Числ 5

11-29 Во всем древнем мире и вплоть до Средних Веков, когда не было достаточных улик против обвиняемого, обращались к т. наз. суду Божию или ордалии, напр, бросали обвиняемого в реку, полагая, что если он не виновен, то непременно выплывет: случаи испытания горькой водой у других древних народов неизвестны.

Числ 6

Назир, "посвященный" Богу, обязывается на время своего обета не стричь волос, не пить напитков, подвергшихся брожению, и не прикасаться к трупам. Первое из этих правил выражает посвящение Богу - человек предоставляет силе Божией действовать в нем (ср Быт 49 26; Втор 33 16, где то же наименование дано Иосифу); второе - означает отказ от легкой жизни (ср Рехавиты, Иер 35 5-8); третье - указывает на особую принадлежность Богу (ср для священников Лев 21 1-2 и 10-11). Ср Ам 2 11-12 и примеры такого временного обета в Деян 18 18; 21 23-26. Ребенок мог быть посвящен своей матерью: Самсон (Суд 13 5-7, 14; 16 17); Самуил (1 Цар 1 11 - отсутствует указание на воздержание от вина); Иоанн Креститель (Лк 1 15 - отсутствует указание на длинные волосы).

Числ 9

1-14 Эти стихи не принадлежат к той же хронологической схеме, что и 1 (где повествование начинается со второго месяца).

К главной регламентации Пасхи (Исх 12) эти стихи добавляют очень важное практическое указание для иудеев рассеяния, которые во время путешествия не имели возможности соблюдать всех предписаний о культовой чистоте и могли запоздать на праздник Пасхи, так как, согласно предписаниям, для очищения требовалось определенное время.

Числ 10

5 "Затрубите тревогу" - евр. слово теруах означает прежде всего религиозный и воинский клич: 31 6; ср Ис Нав 6 5, 19; Ам 1 14; 2 2; Соф 1 16 и т. д. Клич этот принадлежал к ритуалу Ковчега (1 Цар 4 5; 2 Цар 6 15). Этапы странствования по пустыне приравнены к этапам военного похода. Эти возгласы стали употребляться на празднествах царских (Числ 23 21; ср 3 Цар 1 34, 40) и религиозных (Лев 25 9; Числ 29 1; Пс 33 3).

Числ 12

1 "Ефиоплянка" - в данном случае общее название иноземки.

3 "Кротость" Моисея следует понимать не в христианском смысле, а на фоне нравов того времени.

7 Бог отвечает на жалобу Аарона и Мариами (ст 2): обычному пророческому состоянию (Мариамь - сама пророчица ср Исх 15 20) Он противопоставляет Свою особую близость с Моисеем (ср Исх 33 11 и прим. к 20). Другие на некоторое время получили "от Духа, который на нем" (Числ 11 25). Конечно, после смерти Моисея Бог воздвигает ряд пророков (Втор 18 15, 18), но Моисей остается величайшим (Втор 34 10) вплоть до Иоанна Крестителя, Предтечи Нового Завета (Мф 11 9-11 п).

Числ 14

Поколение, выросшее в рабстве, не способно завоевать землю обетованную и обречено кончить жизнь в пустыне.

Числ 15

38 Кисти на краях одежд с нитями из голубой (или пурпурной) шерсти, употреблявшимися для культовых тканей, должны были служить напоминанием о священном характере общины. На древних изображениях палестинского костюма (ср Втор 22 12) эти кисточки украшали края одежды. В иудейскую эпоху их помещали только на углах. Христос следует этому обычаю (Мф 9 20), но укоряет тех, кто выставляет эти украшения напоказ (Мф 23 5).

Числ 16

33 "Сошли... живые в преисподнюю" (евр шеол). Шеол - слово неизвестного происхождения, обозначающее глубины земли (Втор 32 22; Ис 14 9 и т. д.), куда "нисходят" умершие (Быт 37 35; 1 Цар 2 6 и т. д.), где злые и добрые вместе (Пс 89 49; Иез 32 17-32) ведут жалкое существование (Екк 9 10) и где Бог не восхваляется (Пс 6 6; 88 6, 12-13; 115 17; Ис 38 18). Однако сила Бога живого (ср Втор 5 26) проявляется и в этом безрадостном месте (1 Цар 2 6; Прем 16 13; Ам 9 2). Учение о загробных наградах и наказаниях и о воскресении (вдохновленное надеждой псалмопевцев, - Пс 16 10-11; 49 16), появляется в ясной форме только под конец ВЗ (Прем 3 5) в связи с возникновением веры в бессмертие (см. Прем 3 4; 2 Макк 7 9).

Числ 18

7 "Внутри за завесой" - жертвенник, на котором приносятся жертвы, и Святое-святых, куда первосвященник входит только один. ВЗ-ные священники, как и НЗ-ные, в первую очередь - исполнители богослужебных функций.

Числ 19

Гл. 19 составляет одно целое: очистительная вода (ст. 17-22), содержащая пепел рыжеи телицы, закланной и сожженной за пределами стана (ст 1-10), служит для устранения нечистоты, возникшей при соприкосновении с умершим (ст 11-16). Этот обряд, упоминаемый еще только в двух местах (Числ 31 23; Евр 9 13), указывает на старый обычай, приравнивая его к искупительному жертвоприношению за грех (ст 17, ср ст 4-5 с Лев 16 27 и ст 8 с Лев 16 28). Другие обычаи подобным образом вошли в Закон Моисеев (Лев 14 2-7; Числ 5 17-28; Втор 21 1-9). Телица должна была быть рыжей, так как на древнем Востоке считалось, что оттенки цвета, близкие к красному, обладали профилактическим свойством: красный цвет, символ крови, признававшейся жизненным началом, предохранял от смерти.

Числ 20

12 В чем заключался проступок Моисея и Аарона, остается для нас непонятным. Может быть у Моисея не было достаточно веры, когда он первый раз ударил по скале жезлом; или же Моисей был наказан за то, что не смог убедить народ выполнить повеление Господне: "и на меня прогневался Господь за вас" (Втор 1 37; 3 26; 4 21; Пс 106 33).

Числ 21

4-9 Сказание говорит о великой исцеляющей силе веры. Поэтому и Христос сравнивал Свой Крест с медным змеем, вознесенным в пустыне подобно знамени спасения (Ин 3 14). Медный змей почитался в Израиле как реликвия вплоть до 8 в. до Р. Х. (4 Цар 18 4).

14 "Книга бранен Господних" - древний сборник эпических песен, впоследствии исчезнувший. Упоминается только в этом месте.

Числ 22

Валаам - пророк с берегов Евфрата, признающий Ягве своим Богом (22 18 и т. д.) и благословляющий Израиль (23 11-12, 25-26, 24 10; ср Мих 6 5). Согласно более позднему преданию, Валаам - враг Израиля, принужденный всемогущим Богом благословить Израиль, вопреки собственной воле (Втор 23 5-6; Ис Нав 24 9-10; ср Неем 13 2), и затем увлекающий сынов Израиля в идолопоклонство: "отступление от Господа в угождение Фегору" (Числ 31 16; ср 31 3). Это предание вошло в НЗ (2 Петр 2 15). Некоторая несогласованность в тексте этой главы, напр. в стт 20 и 22, объясняется, согласно экзегетам, наличием двух преданий.

34 Всякий человеческий поступок, сознательный или нет, если он противоречит воле Божией, рассматривается как грех.

Числ 23

9 Речь идет об избранности Израиля (Втор 7 6), чему служит подтверждением многочисленное потомство, рассматривавшееся как благословение Божие.

Числ 24

17 На древнем Востоке звезда символизировала одного из богов, а впоследствии - обожествленного царя. Ср евр Ис 14 12. Имеется, очевидно, в виду династия Давида и - в будущем - Мессия. "Сыны Сифовы" - племена бедуинов. Свящ. писатель приступает к перечислению противников Израиля на границах Ханаана.

Числ 27

3 Наказание за грех неверия (14) не упразднило прав следующего поколения, грех же Корея (16) ложится и на потомство мятежников.

17 Эти выражения характеризуют деятельность вождя (Втор 28 6; 1 Цар 29 6; 4 Цар 19 27). Он должен согласовать ее с Божиими повелениями, передаваемыми через священника (ст 21, ср 1 Цар 14 37; 23 2 сл).

Числ 31

23 "Проведите через огонь" - древний обряд, к которому здесь добавляется обряд омовения очистительной водой (ср 19).

Числ 35

19 "Мститель за кровь может умертвить убийцу" - обычай "частной мести", до наших дней сохранившийся у арабов: "кровный мститель" - гоэл - ближайший родственник жертвы (Быт 4 15; 9 6; Втор 19 12; ср 2 Цар 14 11). Он же и законный покровитель его ближних; на нем лежит, напр., обязанность препятствовать отчуждению их земель (Лев 25 23-25; Руф 4 3 сл). В расширенном смысле этого слова гоэлом Израиля (Ис 41 14; Иер 50 34; Пс 19 15), т. е. "покровителем", называют Бога.