1-3 Пролог, в котором намечена общая тема Песн, содержит выражения страстной любви, которой проникнута вся книга.
Внезапные переходы от 3-го ко 2-му лицу встречаются и в египетских песнях любви. Возлюбленный далеко, но он живет в сердце возлюбленной; к ней присоединяются другие девушки, символизирующие, очевидно, языч. народы (ср Ис 23 12; 37 22; 47 1; Иер 14 17 и т. д.). Привилегированное положение возлюбленной (Израиля) не препятствует их увлечению возлюбленным. Здесь мы видим утверждение универсализма, еще более четко выраженного у пророков (ср Ис 45 14).
2 "Имя твое как миро" - поэтическая аллитерация: "шем" - имя, т. е. сама личность, "шемен" - миро, знак радости.
3 "Влеки меня" - образ действия благодати.
"Царь" - ср. сирийские свадебные песни, где царем и царицею называются жених и невеста. В более глубоком смысле здесь подразумевается Ягве, Царь Израиля (ср 1 Цар 12 12; Ис 6 1, 5: Иер 23 2; Иез 34 11-16). Это наименование еще чаще дается ему после Плена (напр Авд 1 21, Зах 14 9; Мал 1 14).
"Чертоги" - иерусалимский храм (ср 3 4; 8 2), по которому со времени плена тоскует сердце Израиля (Иез 43 1-9; Ис 40 3, 9, 10; 52 8, 12; Зах 1 16, 17; 2 10-13; 8 3: Пс 132).
"Восхищаться и радоваться" - при возвещении спасения (ср Ис 9 2; 66 10; Иоил 2 21 23; Зах 10 7; Пс 14 7; 16 9; 21 2).
4 "Дщери Иерусалимские" или "дщери Сионские" (3 11) - подруги, к которым невеста и жених от времени до времени обращаются (здесь и в 2 7; 3 5, 11; 5 8, 16; 8 4), как к хору в греч трагедии. Иногда они вступают в диалог с ними, вводя новую поэтическую интонацию (1 7; 5 9; 6 1; 7 1).
"Черна" - лицо ее загорело от полевых работ; она сравнивает себя с черными шатрами бедуинов, сотканными из козьей шерсти. В переносном смысле: чернота кожи - следствие великого испытания (ср Иов 30 30; Плач 4 8), посланного Израилю за его многократные грехопадения (Иез 22 8); "красива", т. е. очищена кровью пасхального Агнца (Иез 16 9). Противоположность черноты и красоты символизирует противоположность будней и субботы, простых дней года и дня Очищения (Йом-Киппур), века настоящего и века будущего (Мидраш).
5 "Сыновья матери моей" - халдеи, разрушившие Иерусалим; однако они - "братья" Израиля (ср Быт 11 28, 31; 22 20-23; Втор 26 5). "Стеречь виноградники" - подр. рабство в плену; "виноградник" невесты - Земля Обетованная (см Ис 5 1-10; Иер 12 10-11; Пс 80), временно утраченная (Ос 2 5, 14, 17).
6 Ягве - Пастырь Израиля - возвратит его из плена (Иез 34 1-2, 13-15). "Полдень" - символ полноты счастья (Ис 58 10; Пс 37 6; Иов 11 17), эсхатологического блаженства (ср Песн 2 17; Ис 5 30; 8 20-22; 9 1-2; Ам 5 18, 20). "Стада товарищей твоих" - языч. народы (Иер 6 3; ср Пс 45 8); "скиталица" - Израиль, ищущий своего Мужа (Иер 31 22).
7 "Шатры пастушеские" - гора Сион, местопребывание царей Израильских (Пс 2 6). Пленение Вавилонское напоминает рабство Египетское (классическое сравнение - Ис 11 11, 16; 43 16-17; 48 21; 51 9-10; 52 4; Иер 23 7-8). Сравнение возлюбленной с кобылицей для нас неожиданно. У аравийских поэтов и Теокрита это являлось, наоборот, высокой похвалой женской красоте.
11-13 "Нард", "мирровый пучок", "кипер" - символизируют радость возвращения в Землю Обетованную и пребывания на ней Израиля в единстве с Богом своим. "Виноградники Енгедские" - на западном берегу Мертвого моря, т. н. "Источник Козленка" - плодородный оазис, где росли, согласно другим древним текстам, бальзамовое дерево и пальмы.
15 "Ложе у нас - зелень" - плодородие Земли Обетованной после возвращения из Плена (Ос 2 21-22; 14 6-7; Ис 29 17; 30 23-24; Иер 31 12, 14; Иез 34 26-27; 36 29-30; 47 1-12).
16 "Кедры" и "кипарисы" - высококачественный материал для построения храма и дворца Соломона.
1 "Нарцисс" и "лилия" (палестинская пурпурная анемона ср Мф 6 28) олицетворяют весну и эсхатологическую эру (Ис 35 1; Ос 14 6).
2 "Лилия между тернами" - возлюбленная сравнивает себя с нарциссом и лилией. Возлюбленный идет еще дальше: она - лилия между тернами, он любит только ее. "Возлюбленная моя между девицами" - преимущество избрания Израиля (Втор 7 6-7).
4 "Дом пира" (Есф 7 8; Иер 16 8; Екк 7 2) обозначает, как и чертоги, (1 4), Иерусалимский храм или Землю Обетованную (Ис 62 1; Иер 31 12).
"Вино" и "виноградник" - символы любви (1 1, 5, 13). "Знамя", вокруг которого собираются пленники и изгнанники (Ис 11 12; 49 22; 62 10), - любовь Ягве, влекущая в Землю Обетованную.
5 "Вином" - букв. виноградными лепешками (ср Ос 3 1; 5 13).
7 "Сернами или полевыми ланями" (евр "цебаот" и "еалот") - заклинание, в евр. подлиннике напоминающее имя Господа Саваофа, которое, быть может, не хотели называть в этом контексте.
"Не будите" - под сном здесь следует понимать испытания Плена (ср Ис 51 17, 21-22; 52 1-2); пробуждение - образ, символизирующий свободное обращение неверных в будущем.
8 "По горам… по холмам" Иудеи (Ис 40 3-5, 9-12; 52 7; 62 10-12).
11 "Зима уже прошла" - описание весны, олицетворяющей спасение (Ос 14 6-9).
14 "В ущелье скалы под покровом утеса" невеста сокрыта от всех в ожидании возлюбленного.
15 Загадочный стих, который интерпретируют, сопоставляя с Ос 2 12, 18 и Иер 12 7-8. "Лисенята" - коварные соседние племена, препятствующие восстановлению Иуды (Езд 4 2; Неем 2 19; 4 1-3; Пс 60 13-14; Ис 27 2-4).
16 "Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему" - транспонировка утверждения пророков: "Израиль - народ Ягве, и Ягве - Бог Израилев", предвещающего окончательное восстановление Союза-Завета после обращения сердец (Ос 3 5; Иер 31 33; Иез 36 28).
17 "Возвратись" - разлука и искание - мотив, постоянно встречающийся в песнях любви. Возлюбленный "очевидно сокрылся, чтобы его призывали с большей ревностью, удерживали крепче... Когда он проходит, он хочет, чтобы его удерживали, когда уходит - чтобы его снова призывали" (св. Бернар).
"На расселинах гор" (букв - на горах жертв, рассеченных пополам) - ср Быт 15 10: Авраам рассекает жертвы пополам и Бог обещает ему, что его порабощенные потомки вернутся в Землю Обетованную (ст 14).
1 Ночь символизирует долгое ожидание среди страданий (Ис 5 30; 8 22; 9 2; 21 11; 26 9; 59 9; Пс 130 6 и т. д.). Искать Ягве и найти (или не найти) Его - выражение, часто встречающееся у пророков (ср Ам 5 4). Чтобы найти Ягве, необходимо обращение сердца (Ос 3 5; 5 6, 15; Иер 29 13).
2 "По городу", т. е. по Иерусалиму, где воздвигнут храм Ягве (косвенные указания на него в 1 4, 16; 3 4; 5 10-16). "Не нашла его" - выражение уныния вернувшихся из Плена в разрушенный Иерусалим.
3 "Стражи" - имеются, очевидно, в виду иноземные державы, захватившие город.
4 "Дом матери моей" - храм, построенный древним Израилем, являющимся матерью послепленного Израиля. "Внутренние комнаты" - Святое-святых.
6 "Столбы дыма" знаменуют присутствие Ягве (ср Исх 13 21-22). Он Сам ведет изгнанников из Плена в Землю Обетованную (Ис 40 3-4).
7 "Соломон", имя и история царствования которого знаменуют мир, - мессианский царь, приносящий эсхатологический мир, на который надеются изгнанники (Ис 9 6-7; 11 6-7; Иез 34 23-25; Зах 8 11-12; Пс 72 7-8).
9 "Носильный одр" - евр. слово, только один раз встречающееся в Библии; обозначает, вероятно, тронный зал царя Соломона (3 Цар 7 7; 10 18-20).
11 "В день бракосочетания" - имеется в виду воцарение Мессии.
"Мать царя" - подразумевается народ, ибо для восшествия на престол нового монарха было необходимо, чтобы весь народ выразил свое одобрение (1 Цар 11 15; 1 Пар 11 10; 29 22 и т. д.). День воцарения Мессии будет в то же время днем мистического брака царя Ягве с народом.
6 "Гора мирровая, холм фимиама" - холм, на котором расположен храм. Слово "мирра" (евр мор) употребляется здесь вероятно из-за сходства с "Мория" - названием горы, где возвышался храм. Фимиам употреблялся только при жертвоприношениях.
7 "Пятна нет на тебе" - Израиль очистился благодаря испытанию плена (Ис 40 2). Ап. Павел относит этот образ непорочной невесты к Церкви (Еф 5 27), а Западная Церковь - к Пренепорочной Деве Марии.
8 "Со мною" - возлюбленный призывает невесту из Иерусалима (ст 6; ср 2 8-10); обрученная "невеста" до бракосочетания считается уже женою. Израиль, неверная и отверженная жена (Ос 2 4; Иер 3 1, 8; Ис 54 6-7), вновь становится невестой (Ос 2 21-23; Ис 49 18; 61 10; 62 5). "От логовищ львиных, от гор барсовых" - традиционное наименование врага, приходящего с севера (Иер 4 7; 5 6; 50 17; 51 38; Наум 2 12-14; Авв 1 8). "Кедры Ливанские" - символ возгордившейся державы (Ис 10 33-34; Иез 31; Зах 11 1-2; Пс 29 5). С вершин, откуда приходили завоеватели, вернувшиеся из Плена созерцают теперь землю отцов.
9 "Сестра" - особенная близость возлюбленной к возлюбленному выражается двумя, данными ей здесь наименованиями "сестра моя, невеста" (ст 9, 10, 12). В Писании Израиль десять раз назван невестою; шесть раз в Песн и четыре раза у пророков (Ис 49 18; 61 10; 62 5; Иер 7 34) - по числу десяти заповедей (Мидраш).
11 "Мед" и "молоко" - символы Земли Обетованной Исх 3 8, 17 и т. д.
"Благоухание Ливана" - ср Ос 14 7.
12 Традиционный образ, олицетворяющий обновленный Израиль - непорочность, чистота и целомудрие невесты (ср Ос 14 6-7; Иез 36 35; Ис 51 3; 61 11).
1 "Пейте и насыщайтесь, возлюбленные" - после освобождения из Плена Израиль призывается черпать из источника милостей Божиих (ср Ис 55 1-2).
2 "Я сплю, а сердце мое бодрствует" - в лице лучших своих сынов Израиль бодрствует и хранит любовь и преданность Ягве, в то время как другие члены общины погружены в сон (ср Ис 26 9). В этом ст. черпают вдохновение христианские мистики. "Стучится" - Господь постоянно стучится в дверь сердца человеческого (ср 2 9). "Роса" - символ благословений Божиих (Пс 133 3), особенно в эсхатологическую эру (Ос 14 6).
4 "Протянул руку свою сквозь скважину" - чтобы отодвинуть защелку изнутри деревянным ключом (ср Суд 3 25; Ис 22 22); образ настойчивой, неотступной любви.
6 "Ушел" - общение невозможно из-за недостатка расположения у невесты. Ср 3 1-3, где уже встречается то же, обычное у пророков, выражение "искать и не находить", означающее: Ягве не отвечает на мольбы неверного Израиля (ср Ис 50 2; 65 12; 66 4; Иер 7 27; Притч 1 28).
7-8 Возлюбленная кается в своей беспечности и с еще большим рвением ищет своего жениха в скорби и испытаниях.
9 После монолога невесты "дщери Иерусалимские" задают вопрос, с помощью которого описание возлюбленного связывается с предыдущим изложением: в нем восхваляется абсолютное совершенство единого Бога (ср Ис 40 18, 25; 46 5).
10-16 Красота возлюбленного сравнивается с благолепием храма - Его местопребывания (ср 3 Цар 6-7 и 2 Пар 3).
11 "Чистое золото", которым был обложен давир (Святое-святых) - 3 Цар 6 20-21; 2 Пар 3 8).
12 "При потоках вод" - то же евр. выражение в 2 Цар 22 16 переводится "источники моря". Очевидно, имеется в виду медное море (3 Цар 7 23-26; 2 Пар 4 2-5).
13 "Щеки" - нижняя часть щек, на которой растет борода, сравнивается с грядой благовонных растений (ср Пс 132 2).
15 "Кедры" - храм был обшит кедровыми досками (3 Цар 6 9-18).
2 "Сад", т. е. Земля Обетованная, отождествляется с невестой (4 12).
4 "Фирца" (букв - "она приятна" или "она благосклонно принята") - древняя столица Северного царства. Называя столицы Северного и Южного царства, автор как бы дает понять, что возлюбленная олицетворяет объединенный Израиль (Иер 3 18-19).
8 "Царицы, наложницы и девицы" символизируют языч. народы, которые в грядущем объединятся с Израилем в поклонении единому Богу (ср 1 3; Втор 7 6-8).
12 Этому отдаются различные толкования, напр: Ягве становится во главе Своего народа, освобождает его из плена и ведет к победе, после которой наступит мессианская эра.
1 "Суламита" значит "умиротворенная", нашедшая мир, даруемый царем мира - "тем, кто больше Соломона" (Мф 12 42).
"Оглянись" (букв вернись) - подразумевается возвращение из Плена (ср 1 7-11; 2 7, 13; 3 6; 4 8; 8 5). Это ключевое слово в пророчествах о возвращении сынов Израиля в Иерусалим (Иер 3 12; 12 15; ср Ис 35 10; 49 5-6; 51 11) и об обращении их к Богу (Ос 3 5; 5 15; Иер 3 14; 15 19; 31 18). "Хоровод Маниамский", т. е. состоящий из двух чередующихся хоров.
2-10 Описание возлюбленной, параллельное описанию возлюбленного (5 10-16): она сравнивается с Землей Обетованной, как он сравнивался с храмом.
3 "Иерусалим возвышается" среди народов (Иез 5 5); он - центр или "вершина земли" (ср 38 12); долины окружают его полукругом.
4-6 "Двойни серны" - Гевал и Гаризим; "башня Ливанская" - Великий Ермон, обращенный к Дамаску; "царь... кудрями" - прикровенное указание на царя Тирского, союзника Давида и Соломона (2 Цар 5 11; 3 Цар 5 1-12; 9 11-12).
8 "Пальма" (евр "тамар") - отсюда в Библии женское имя Фамарь (Быт 38 6; 2 Цар 13 1; 14 27).
11 В Быт 3 16 влечение жены к мужу противопоставляется произвольной власти мужа над женой. Ягве относится к Своей мистической невесте-жене совсем по-иному: любовь заменяет властвование.
13 "Поутру" - после испытания, символом которого является ночь, наступит утро эсхатологических времен (ср 3 1; 5 2).
"Ласки мои тебе" - свершение нового и окончательного Союза Ягве с Израилем.
14 "Мандрагоры" - считалось, что они возбуждают любовь и способствуют чадородию.
1 "О, если бы ты был мне брат" - на Востоке не было принято, чтобы жених и невеста выражали свои чувства друг к другу в обществе, но это допускалось между братьями и сестрами. В более глубоком смысле: жених Суламиты, т. е. Ягве, недосягаем. Она страстно желает, чтобы Он приблизился к людям, стал их братом, что и осуществилось с пришествием на землю Еммануила - Бога с нами (Ис 7 14; 8 8).
2 "В дом матери моей" - в храм (3 4), где должен восседать Мессия, потомок Давида (Ис 10 11; Мих 4 8; Зах 6 9-15; 9 9-10; Пс 2 6; 110 2). "Ты учил бы меня" - в эсхатологические времена Сам Бог будет учить Свой народ (Ис 48 17; 54 13; 55 1-2; Иер 31 33-34; ср Притч 9 1-6).
5 Возлюбленная "восходит от пустыни, опираясь на своего возлюбленного", который "говорил к сердцу ее" (Ос 2 14-23), и входит в обладание Землей Обетованной. "Разбудила я тебя" (точнее - разбудил; подразум. Ягве) - до сих пор она не могла пробудиться (2 7; 3 5; 5 2; 8 4). Теперь, в Земле Обетованной, Ягве пробуждает ее, что означает полное обращение.
"Родительница твоя" - ср Иез 16 3, 44-45, где говорится о хеттеянке; под хеттами подразумеваются древние жители Ханаана, с которыми израильтяне смешались после покорения Палестины, вследствие чего они перестали быть верными Богу.
6 "Как печать" - приложение печати служило как бы подписью, т. е. выражением воли ее носителя. Было принято носить печать на шее (Быт 38 18, 25), и она как бы лежала на груди - здесь на сердце - или надевалась как перстень на палец (Быт 41 42; Иер 22 24; Агг 2 23). Здесь имеется в виду воля Ягве, т. е. Закон (Втор 6 6-8; 11 18). "Ревность" - Ягве - Бог-ревнитель (Исх 34 14; Втор 4 24 и т. д.).
7 Этим ст заканчивается 8-я песнь.
8-14 Следующие строфы отличаются своим построением от предыдущего текста.
8 "Сестра..." - подразумевается плохо укрепленный Иерусалим. "Что нам будет делать с сестрою" - забота старших братьев о младших сестрах неоднократно проявляется в Библии: Быт 24 23-33, 50, 55, 60 (Лавана о Ревекке), 34 6-17 (сыновей Иакова о Дине); 2 Цар 13 20-29 (Авессалома о Фамари).
9 "Стена" символизирует твердость и недоступность (Иер 1 18; 15 20; Иез 22 30). "Палаты из серебра" - богатые и дорогие украшения. "Дверь" доступно всем и поэтому нуждается в охране (ср Сир 26 10-12; 42 11).
10 "Я - стена" - гордый ответ сестры, т. е. Иерусалима: она не нуждается в человеческой защите, т. к. Бог заботится о ней; ей нечего бояться. Она - город мира.
11-12 Этот ст является, по всей вероятности, началом утерянной песни. "Ваал - Гамон" (букв "многолюдная") - очевидно, прикровенное указание на Палестину (ср 3 Цар 4 20).
"У меня при себе" - Бог Завета утверждает Свои неотъемлемые права - Ему не нужна ничья помощь.
13 "Жительница садов" - Премудрость отождествляется с невестой Песн (ср Прем 8 2). "Товарищи" (ср Пс 119 63).
14 "На горах бальзамических" - образ холма, на котором возвышается храм. Отсюда невеста-Израиль взывает в последний раз к Мессии: "беги", т. е. гряди. Песнь заканчивается тем же призывом, что и последняя кн НЗ (см Откр 22 20).